Метеорологические приборы. Подготовьте сообщение о современных метеорологических приборах, используемых в быту. Смотреть что такое "Метеорологические приборы" в других словарях

Эпоха великих открытий и изобретений, отметившая начало нового периода истории человечества, произвела революцию и в естественных науках. Открытие новых стран принесло сведения об огромном количестве физических фактов, неизвестных ранее, начиная с опытного доказательства шарообразности земли и понятия о разнообразии ее климатов. Мореплавание этой эпохи нуждалось в большом развитии астрономии, оптики, знаний правил навигации, свойств магнитной стрелки, знания ветров и морских течений всех океанов. В то время как развитие торгового капитализма служило импульсом ко все более далеким путешествиям и поиском новых морских путей, переход от старого ремесленного производства к мануфактуре требовал создания новой техники.

Этот период был назван веком Ренессанса, но его достижения вышли далеко за рамки возрождения античных наук - он ознаменовался настоящей научной революцией. В XVII в. были заложены основы нового математического метода анализа бесконечно малых, открыты многие основные законы механики и физики, изобретены зрительная труба, микроскоп, барометр, термометр и другие физические приборы. Используя их, быстро начала развиваться экспериментальная наука. Возвещая ее возникновение, Леонардо да Винчи, один из самых блестящих представителей новой эпохи, сказал, что «…мне кажется, что те науки пусты и полны ошибок, которые не кончаются в очевидном опыте, т.е. если их начало или середина, или конец не проходят через одно из пяти чувств». Вмешательство Бога в явления природы было признано невозможным и несуществующим. Наука вышла из-под гнета церкви. Вместе с церковными авторитетами был предан забвению и Аристотель - с середины XVII в. Его творения почти не переиздавались и не упоминались естествоиспытателями.

В XVII в. наука как бы начала создаваться заново. То, что новая наука

должна была завоевать право на существование, вызывало у ученых того времени огромный энтузиазм. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, механиком и инженером, он был конструктором ряда физических приборов, одним из основателей атмосферной оптики, и то, что он написал о дальности видимости окрашенных объектов сохраняет свой интерес до сих пор. Паскаль - философ, провозгласивший, что мысль человека позволит ему покорить могучие силы природы, выдающийся математик и создатель гидростатики - первый доказал экспериментально убывание атмосферного давления с высотой. Декарт и Локк, Ньютон и Лейбниц - великие умы XVII в., прославившиеся своими философскими и математическими исследованиями - внесли большие вклады в физику, в частности, в науку об атмосфере, которая тогда почти не отделялась от физики.

Во главе этого переворота стояла Италия, где жил и творил Галилей и его ученики Торричелли, Маджиотти и Нарди, Вивиани и Кастелли. Другие страны тоже внесли большой вклад в метеорологию того времени; достаточно вспомнить Ф. Бэкона, Э. Мариотта, Р. Бойля, Хр. Гюйгенса, О. Герике - целый ряд выдающихся мыслителей.

Глашатаем нового научного метода был Ф. Бэкон (1561 - 1626 гг.) -«родоначальник английского материализма и всей опытной науки нашего времени», по выражению Карла Маркса. Бэкон отверг домыслы схоластической «науки», которая, как он справедливо говорил, пренебрегала естествознанием, чуждалась опыта, была скована суеверием и преклонялась перед авторитетами и догматами веры, неустанно говорившей о непознаваемости Бога и его творений. Бэкон провозгласил, что науку поведет вперед союз опыта и рассудка, очищающего опыт и извлекающего из него законы природы, истолкованные последней.

В «Новом Органоне» Бэкона мы находи описание термометра, что дало некоторым даже повод считать Бэкона изобретателем этого прибора. Перу Бэкона принадлежали и соображения об общей системе ветров земного шара, но они не нашли отзыва в творениях авторов XVII - XVIII вв., писавших на ту же тему. Собственные опытные работы Бэкона по сравнению с его философскими исследованиями имеют, тем не менее, второстепенное значение.

Для экспериментальной науки первой половины XVII в., в том числе и для метеорологии, более всего сделал Галилей. То, что он дал метеорологии, прежде казалось второстепенным по сравнению, например, с вкладом Торричелли в эту науку. Теперь мы знаем, однако, что кроме высказанного им впервые представления о весе и давлении воздуха, Галилею принадлежит идея первых метеорологических приборов - термометра, барометра, дождемера. Создание их заложило фундамент всей современной метеорологии.

Рис. 1. Типы ртутных барометров: а -- чашечный, б -- сифонный, в -- сифонно-чашечный.

Рис. 2. Станционный чашечный барометр; К -- кольцо, на котором подвешивается барометр.

Метеорологическая будка

Назначение. Будка служит для предохранения метеорологических приборов (термометров, гигрометра) от дождя, ветра и солнечных лучей.

Материалы:

  • - деревянные бруски 50 x 50 мм длиной до 2,5 м,6 шт.;
  • - фанерные пластины шириной 50--80 мм, длиной до 450 мм, 50 шт.;
  • - петли для форточек, 2 шт.;
  • - доски не толще 20 мм для изготовления дна и крыши будки;
  • - белая краска, масляная или эмалевая;
  • - материал для лесенки.

Изготовление. Из брусков сбивается корпус. Угловые бруски должны образовывать высокие ноги будки. В брусках делаются неглубокие пропилы под углом 45°, в них вставляются фанерные пластины так, чтобы они образовали боковые стенки и через противоположные стенки будки не были видны просветы. Рама передней стенки (дверки) делается из реек и навешивается на петлях. Задняя стенка будки и дверка монтируются из фанерных пластин так же, как боковые стенки. Из досок сбиваются дно и крыша. Крыша должна свешиваться с каждой стороны будки не менее чем на 50 мм, она устанавливается наклонно. Будка красится в белый цвет.

Установка. Будка устанавливается так, чтобы ее дно было на высоте 2 м от поверхности земли. Возле нее из любого материала сооружается постоянная лесенка такой высоты, чтобы лицо наблюдателя, стоящего на ней, было на высоте середины будки.

Эклиметр

Назначение. Измерение вертикальных углов, в том числе высоты небесных светил.

Материалы:

  • - металлическийтранспортир;
  • - нитка с грузиком.

Изготовление. Края основания транспортира изгибаются под прямым углом, на отогнутых частях пробиваются небольшие визирные отверстия на одинаковом расстоянии от горизонтального диаметра транспортира. Изменяется оцифровка шкалы транспортира: 0° ставится там, где обычно стоит 90°, а на местах 0° и 180° пишется 90°. Конец нити закрепляется в центре транспортира, другой конец нити с грузиком свободно свешивается.

Работа с прибором. Сквозь два визирных отверстия наводим прибор на нужный объект (небесное светило или предмет на Земле) и читаем вертикальный угол по нити. Нельзя смотреть на Солнце даже сквозь маленькие отверстия; чтобы определить высоту Солнца, нужно найти такое положение, чтобы солнечный луч проходил через оба визирных отверстия.

Гигрометр

Назначение. Определение относительной влажности воздуха без помощи таблиц.

Материалы:

  • - дощечка 200 x 160 мм;
  • - рейки 20 x 20 мм длиной до 400 мм, 3--4 шт.;
  • - 5--7 светлых человеческих волос длиной 300--350 мм;
  • - гирька или иной грузик весом 5--7 г;
  • - легкая металлическая стрелка длиной 200--250 мм;
  • - проволока, мелкие гвозди.

Волосы нужны женские, они тоньше. Прежде чем срезать 5--7 волосков, нужно тщательно вымыть голову шампунем для жирных волос (даже если волосы нежирные). На стрелке должен быть противовес, чтобы стрелка, будучи посажена на горизонтальную ось, была в безразличном равновесии.

Изготовление. Дощечка служит основанием прибора. На ней монтируется П-образная рамка высотой 250--300, шириной 150--200 мм. На высоте около 50 мм от основания горизонтально крепится перекладина. На ней посередине устанавливается ось стрелки, это может быть гвоздик. Стрелка должна быть надета на него втулкой. Втулка должна вращаться на оси свободно. Внешняя поверхность втулки не должна быть скользкой (на нее можно надеть короткий отрезок тонкой резиновой трубки). К середине верхней перекладины рамки крепятся волосы, к другому концу пучка волос подвешивается грузик. Волосы должны касаться боковой поверхности втулки, нужно сделать ими один полный оборот. Из картона или любого другого материала выкраивается дугообразная шкала и прикрепляется к рамке. Нулевое деление шкалы (полная сухость воздуха) можно с известной долей условности нанести там, где остановится стрелка прибора, на 3--4 минуты положенного в духовку. Максимальную влажность (100%) отметьте по показанию стрелки прибора, помещенного в закрытое полиэтиленовой пленкой ведро, на дно которого налит кипяток. Промежуток между 0% и 100% разделите на 10 равных частей и подпишите десятки процентов. Хорошо, если удастся проконтролировать показания гигрометра, сверив его с психрометром на метеостанции.

Установка. Прибор удобно держать в метеорологической будке; если хотите знать влажность воздуха в помещении, поставьте его в комнате.

Экваториальные солнечные часы

Назначение. Определение истинного солнечного времени.

Материалы:

  • - квадратная доска со стороной от 200 до 400мм;
  • - деревянная или металлическая палочка, можно взять гвоздь 120мм;
  • - циркуль;
  • - транспортир;
  • - масляные краски двух цветов.

Изготовление. Доска -- основание часов окрашивается одним цветом. По основанию краской другого цвета вычерчивается циферблат -- круг, разделенный на 24 части (по 15°). Сверху пишется 0, внизу 12, слева 18, справа 6. В центре часов укрепляется гномон -- деревянный или металлический штырь; нужно, чтобы он был строго перпендикулярен циферблату. Установка. Часы ставятся на любой высоте в месте как можно более открытом, не защищенном от солнечных лучей строениями, деревьями. Основание часов (низ циферблата) располагается в направлении восток--запад. Верхняя часть циферблата поднимается так, чтобы угол между плоскостью циферблата и горизонтальной плоскостью составил 90° минус угол, соответствующий географической широте места. Работа с прибором. Время читается по циферблату по тени, отбрасываемой гномоном. Часы будут работать с конца марта по 20--23 сентября.

Часы показывают истинное солнечное время, не забывайте, что оно отличается от того, по которому мы живем, в некоторых местах довольно значительно. Если хотите, чтобы часы работали и зимой, сделайте так, чтобы гномон прошел насквозь дощечки-основания, он будет служить опорой в ее наклонном положении, а на нижней стороне основания начертите второй циферблат; только на нем цифра 6 будет слева, а 18 -- справа. -- Прим. ред.

Назначение. Определение направления и силы ветра.

Материалы:

  • - деревянный брусок;
  • - жесть или тонкая фанера;
  • - толстая проволока, 5--7 мм;
  • - пластилин или оконная замазка;
  • - масляная краска;
  • - мелкие гвозди.

Изготовление. Корпус флюгера делается из деревянного бруска длиной 110--120 мм, которому придается форма усеченной пирамиды с основаниями 50 x 50 мм и 70 x 70 мм. К противоположным боковым граням пирамиды прибиваются два жестяных или фанерных крыла в виде трапеций высотой около 400мм, с основаниями 50 мм и 200мм; жестяные крылья лучше, они не коробятся от сырости.

В центре бруска просверливается (не насквозь!) отверстие диаметром немного больше диаметра того штыря, на котором будет вращаться флюгер. Внутрь отверстия, в самом его конце, хорошо бы вставить что-то твердое, чтобы при вращении флюгера отверстие не рассверливалось. В торцевую часть флюгера, со стороны противоположной крыльям, вгоняется проволока так, чтобы она выступала на 150--250 мм, а на ее конец надевается шарик из пластилина или оконной замазки. Вес шарика подбирается так, чтобы он уравновешивал крылья, чтобы флюгер не перевешивался назад или вперед. Хорошо, если удастся вместо пластилина или замазки подобрать и хорошо закрепить на проволоке другой, более надежный противовес. Выгибается из проволоки и вставляется вертикально в верхнюю поверхность бруска флюгера, над осью его вращения, прямоугольная рамка высотой 350мм. и шириной 200мм. Рамка должна быть расположена перпендикулярно продольной оси флюгера. На рамку навешивается на петельках (проволочных колечках) жестяная или фанерная дощечка весом 200г и размером 150 x 300 мм. Дощечка должна свободно качаться, но не должна смещаться из стороны в сторону. К одной из боковых стоек рамки прикрепляется фанерная или жестяная шкала силы ветра в баллах. Все деревянные и фанерные детали (а по желанию и остальные) красятся масляной краской.

Установка. Согласно стандарту, флюгер устанавливается на вкопанном в землю столбе или на вышке над крышей здания на высоте 10 м над уровнем земли. Соблюсти это требование довольно сложно, придется исходить из возможностей, учитывая при этом и видимость прибора с высоты человеческого роста. Ось флюгера нужно установить вертикально на столбе, по сторонам которого должны быть штыри, указывающие восемь направлений: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. Из них только на одном, направленном на север, должна быть закреплена хорошо видная буква С.

Работа с прибором. Направление ветра -- это направление, откуда дует ветер, поэтому оно читается по положению противовеса, а не крыльев флюгера. Сила ветра в баллах читается по степени отклонения доски флюгера. Если доска колеблется -- принимается во внимание ее среднее положение; когда наблюдаются отдельные сильные порывы ветра, указывают и максимальную силу ветра. Так, запись «ЮЗ 3 (5)» означает: ветер юго-западный, 3 балла, порывами до 5 баллов.

Метеорологические станции

Волосной гигрометр: 1 -- волос; 2 -- рамка; 3 -- стрелка; 4 -- шкала.

Плёночный гигрометр: 1 -- мембрана; 2 -- стрелка; 3 -- шкала.

Метеорологические приборы, которые использовал Р.Гук в середине XVII века: барометр (а ), анемометр (б ) и компас (в ) определяли давление, скорость и направление ветра как функции времени, разумеется если были часы. Для того чтобы разобраться в причинах и свойствах движения атмосферного воздуха, были нужны многочисленные и достаточно точные измерения, а следовательно, достаточно дешевые и точные приборы. Изображение: «Квант»


Внутреннее устройство анероида.


Расположение метеорологических станций на Земле




Снимки с космических метеорологических станций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метеорологические приборы

Термометр Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д.

Барометр Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Гигрометр Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха или других газов.

Осадкомер Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро строго определенного сечения, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан, площадь сечения которого также известна. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются.

Снегомерная рейка Снегомерная рейка - рейка, предназначенная для измерения толщины снежного покрова при метеонаблюдениях.

Термограф Термограф - прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий ее изменения в виде кривой. Термограф располагается на метеостанции в специальной будке.

Гелиограф Гелиограф - прибор-самописец, регистрирующий продолжительность солнечного сияния.

Нефоскоп Нефоскоп - прибор, предназначенный для определения относительной скорости движения облаков и направления их движения.

Анемометр Анемометр - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающейся под действием ветра вертушки.

Метелемер Метелемер - устройство, применяемое для определения количества снега, переносимого ветром.

Метеорологический спутник Метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, регистрирующий и передающий на Землю различные метеорологические данные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...

Презентация - игра для занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией: "Что было и что есть"...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельностиНаправление деятельности: «Социально-личностное» Доминирующая образовательная область «Социализация».Тема: «Ко...

"Королевство столовых приборов"

Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол. Продолжать закреплять умение сохранять правильну...

Настич Надежда Валентиновна

Термометр

Термо́метр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров:

    жидкостные;

    механические;

    электронные;

    оптические;

  • инфракрасные.

Психрометр

Психро́метр - прибор для измерения влажности воздуха и его температуры . Простейший психрометр состоит из двух спиртовых термометров . Один термометр - сухой, а второй имеет устройство увлажнения. Спиртовая колба влажного термометра обёрнута батистовой лентой, конец которой находится в сосуде с водой. Вследствие испарения влаги увлажнённый термометр охлаждается.

Барометр

Баро́метр - прибор для измерения атмосферного давления . Ртутный барометр был изобретён итальянским математиком и физиком Эванджелистой Торричелли в 1644 году , это была тарелка с налитой в неё ртутью и пробиркой (колбой), поставленной отверстием вниз. Когда атмосферное давление повышалось, ртуть поднималась в пробирке, когда же оно понижалось - ртуть опускалась.

В быту обычно используются механические барометры. В анероиде жидкости нет. В переводе греческого «анероид» - «без воды». Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение.

Анемометр

Анемо́метр, ветроме́р - прибор для измерения скорости движения газов, воздуха в системах, например, вентиляции. В метеорологии применяется для измерения скорости ветра .

По принципу действия различают механические анемометры, тепловые анемометры, ультразвуковые анемометры.

Наиболее распространённый тип анемометра - это чашечный анемометр. Изобретён доктором Джоном Томасом Ромни Робинсоном , работавшем в обсерватории Армы, в 1846 году. Состоит из четырёх полусферических чашек, симметрично насаженных на крестообразные спицы ротора, вращающегося на вертикальной оси.

Ветер любого направления вращает ротор со скоростью, пропорциональной скорости ветра.

Осадкомер

Осадкомер, дождемер, плювиометр или плювиограф - прибор для измерения атмосферных жидких и твёрдых осадков .

Устройство осадкомера Третьякова

Комплект осадкомера состоит из двух металлических сосудов для сбора и сохранения выпадающих осадков, одной крышки к ним, тагана для установки осадкомерных сосудов, ветровой защиты и двух измерительных стаканов.

Плювиограф

Прибор, предназначенный для непрерывной регистрации количества и интенсивности выпадающих жидких осадков с привязкой ко времени (начало осадков, окончание и т.д.), а на современных флюгерах - с помощью электронного прибора .

Флюгер часто служит декоративным элементом - для украшения дома. Флюгер может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания.

оксана авжян
Конспект занятия «Метеорологические приборы на метеостанции»

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной ГРУППЕ

Тема : «Метеорологические приборы на метеостанции » .

Цель : формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи : Познакомить и закрепить знания у детей о профессии метеоролога , с приборами , с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей,пополнить словарный запас новыми словами : барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа : наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы : метеоприборы , метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня мне на электронную почту пришло видео письмо. Хотите его просмотреть? (Видео ролик с Незнайкой) Здравствуйте ребята. Мне очень нужна ваша помощь. Слышал, что вы много знаете о метеоплощадке и о ее значении в жизни человека. А я вот как всегда ничего не знаю. Завтра собираюсь в гости к Знайке, и не знаю, какая погода, как одеться. А еще мне Знайка дал задание разгадать загадки и узнать у вас о свойствах воздуха и воды. Вы мне поможете? (ответы детей) Спасибо ребята. Ну а теперь навострите ушки и отгадайте загадки.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно (Дождь) .

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить (Ветер) .

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила (Гроза) .

Я зимой смотрю в оконце :

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый (Иней)

Незнайка : Спасибо вам.

Воспитатель : Незнайка мы тебе запишем на видео твою просьбу и ты расскажешь все это Знаке. Справимся с этим важным заданием? (ответы ребят)

Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей) .

Воспитатель : Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей) .

Воспитатель : Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

погоды на завтра? (ответы детей) .

Воспитатель : Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей) .

Воспитатель : Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель : Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами .Они стараются узнать все особенности состояния погоды :

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы . Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня закрепим названия и для чего нам нужны эти приборы .

(Дети идут на метеоплощадку , на участок детского сада) .

Воспитатель : По всей нашей стране работают метеостанции .

Метеорологи , используя специальные приборы , наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр . Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель : А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик» . «Дождик» ходит вдоль условной границы).

Воспитатель : Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик : Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети : Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать за черту) .

Воспитатель : Дети, сегодня закрепим приборы , которые есть

на нашей метеостанции . (Воспитатель показывает детям термометр) . Он нужен

для измерения температуры воздуха.

Этот прибор называется флюгер . Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем,откуда дует ветер : с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав . Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр . Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса. Ребята так скажите как же Незнайке одеться на завтра к Знайке (ответы детей)

Воспитатель : А вспомните какое задание дал Знайка Незнайке (ответы детей) Молодцы вспомнили. Тогда нам надо провести ряд опытов. Готовы. (Да)

Воздух и вода

Опыт №1 Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №2 Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек бумаги в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Опыт №3 Упадет или нет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

Опыт №4 Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос : «Чем пахнет вода?»

Предложите понюхать воду в стаканах. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Воспитатель : Я думаю, что Незнайка сегодня благодаря нам много интересного узнает.

Воспитатель : О какой профессии мы сегодня говорили? В чем заключается

работа метеоролога ? Для чего нужно знать состояние погоды?

Вы замечательно поработали, ребята! Что было самым трудным?

Кто молодцы?- Мы молодцы!

Вопросы перед параграфом.

1. Что называют атмосферой?

Атмосферой называют воздушную оболочку Земли.

2. Из каких газов состоит воздух?

Воздух Земли преимущественно состоит из молекул азота (78%). Второй его компонент - это кислород, который составляет около 21% воздуха. Оставшийся 1% приходится на другие газы - это углекислый газ, озон, инертные газы.

3. Каким прибором измеряют атмосферное давление?

Прибор для измерения атмосферного давления называется Барометром.

4. Какие признаки изменения погоды вам известны?

Изменение атмосферного давления, когда погода меняется с ясной на ненастную давление понижается несколько дней. Усиление ветра, повышенная облачность.

5. Какие специалисты изучают атмосферу?

Метеоролог изучает атмосферу.

Школа географа-следопыта

Задание является проектной деятельностью, требует самостоятельной работы.

Вопросы и задания после параграфа.

1. Своими словами сформулируйте определение погоды.

Состояние атмосферы в определенном месте, в определенное время.

2. Можно ли говорить о погоде в течение суток или недели?

О погоде в течение суток или недели можно говорить почти со 100% точностью, однако чем более дальний прогноз погоды, тем вероятнее неточность прогноза, потому что погода постоянно меняется, в связи с чем прогноз погоды постоянно корректируют.

3. Для чего организуются метеорологические станции?

метеорологические станции организуются для сбора сведений о температуре и влажности воздуха, атмосферном давлении, направлении и скорости ветра, количестве и видах облаков и осадков, об атмосферных явлениях, которые могут быть опасны для человека.

4. Совершите экскурсию на ближайшую метеостанцию.

Предполагается проведение экскурсии с классом или родителями.

5. Дополните предложения названиями свойств воздуха.

С помощью барометра измеряют давления воздуха.

Гигрометр показывает температуру и влажность воздуха.

Термометром можно измерить температуру воздуха.

Флюгер указывает, откуда дует ветер и с какой скоростью.

6. Составьте краткий рассказ о метеорологических приборах. Узнайте дополнительную информацию о них из энциклопедий или Интернета.

Основным прибором для измерения направления и скорости ветра служит анеморумбометр М-63М-1. В случае нарушения электроснабжения, или выхода прибора из строя, запасным прибором для визуальной оценки ветровых характеристик служит флюгер Вильда с легкой доской. Для измерения количества осадков (мм) применяется «Осадкомер Третьякова». Интенсивность жидких осадков регистрируется с помощью прибора-самописца, который называется «Плювиограф». Форму и количество облаков в баллах определяют визуально и сверяют с фото по международному «Атласу облаков». Высоту нижней границы облачности определяют с помощью измерителя высоты облаков (ИВО). За метеорологической дальностью видимости наблюдают по ориентирам при помощи поляризационного измерителя видимости М-53А. Продолжительность солнечного сияния определяют по гелиографу, стеклянный шар которого собирает солнечные лучи в фокус, и при перемещении луча на ленте появляется линия прожога. По длине линии в часах и считают продолжительность солнечного сияния. По мерзлотомеру проводят измерения глубины промерзания почвы.

7. Сравните показания метеорологического и ртутного медицинского термометров. Проанализируйте полученный в ходе наблюдения результат.

Показания термометров различаются. Медицинский ртутный термометр показывает меньшую температуру.

8. Подготовьте сообщение о современных метеорологических приборах, используемых в быту (барометр-анероид, электронный термометр, цифровые метеостанции).

Барометр-анероид – прибор, принцип действия которого основан на изменении размеров металлической коробки наполненной разреженным воздухом, под действием атмосферного давления. Такие барометры надежны и имеют небольшие размеры.

Барометр-анероид – это прибор, который предназначается для измерения атмосферного давления механическим способом. Конструктивно анероид состоит из круглой металлической (никель-серебряной или из закаленной стали) коробки с гофрированными (ребристыми) основаниями, в которой, путем откачивания воздуха, создано сильное разрежение, возвратной пружины, передаточного механизма и стрелки указателя. Под действием атмосферного давления: его повышения или понижения, коробка, соответственно, либо сжимается, либо разгибается. При этом, при сжатии сильфонной коробки верхняя прогибающаяся поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину вниз, а при понижении атмосферного давления, верхняя часть, наоборот, выгибается и толкает пружину вверх. К возвратной пружине, при помощи передаточного механизма, прикреплена стрелка указателя, которая двигается по шкале, проградуированной в соответствии с показаниями ртутного барометра (Рисунок 2). Стоит отметить, что обычно, на практике, применяется несколько (до 10 шт.) последовательно соединенных тонкостенных гофрированных коробок с разряжением, что увеличивает амплитуду хождения стрелки по шкале.

Рисунок 2. Устройство Барометра-анероида

Барометры-анероиды, благодаря малым размерам и отсутствию жидкости в конструкции, наиболее удобны и портативны; они широко применяются на практике.

К сожалению, барометры подвержены влиянию температуры окружающей среды и изменению упругости пружин с течением времени. Поэтому, современные барометры-анероиды оборудованы дугообразным термометром, или, так называемым компенсатором, который предназначается для внесения поправки показаний прибора на температуру.

Барометра-анероида М-67 – наиболее точный и неприхотливый барометр. Благодаря своим конструкционным особенностям способен работать при температурах от -10 до +50 оС (рисунок 3).

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров:

Жидкостные;

Механические;

Электронные;

Оптические;

Газовые;

Инфракрасные.

Принцип работы электронных термометров основан на изменении сопротивления проводника при изменении температуры окружающей среды.

Электронные термометры более широкого диапазона основаны на термопарах (контакт между металлами с разной электроотрицательностью создаёт контактную разность потенциалов, зависящую от температуры).

Наиболее точными и стабильными во времени являются термометры сопротивления на основе платиновой проволоки или платинового напыления на керамику. Наибольшее распространение получили PT100 (сопротивление при 0 °C - 100Ω) PT1000 (сопротивление при 0 °C - 1000Ω) (IEC751). Зависимость от температуры почти линейна и подчиняется квадратичному закону при положительной температуре и уравнению 4 степени при отрицательных (соответствующие константы весьма малы, и в первом приближении эту зависимость можно считать линейной). Температурный диапазон −200 - +850 °C.

Цифровая метеостанция – это портативный прибор, который получает сводки погоды по специальному радиоканалу. Устройство оборудовано большим электронным дисплеем; на экране отображается температура за окном в режиме «здесь и сейчас», а также прогноз на ближайшие сутки. Кроме того, устройство показывает уровень влажности и атмосферного давления, в некоторых случаях – состояние дорог и прогноз магнитных бурь. Современные метеостанции – это цифровые беспроводные приборы, которые также определяют степень радиационного загрязнения на местности, а также фазы луны, уровень солнечной активности и благоприятность условий для проведения сельскохозяйственных работ. Фактически, всю информацию, которую даёт цифровая метеостанция, можно получить из других источников – радио- и телевизионных передач, новостных сайтов и приложений для мобильных телефонов.