Кейс технологии методическая разработка в детском саду. Кейс-технологии в дошкольном образовании. В чем заключается особенности данного метода

кейс методических материалов для использования игровых технологий в своей возрастной группе.

Метод ситуационного анализа

Данный метод основан на анализе конкретных ситуаций. Для детей дошкольного возраста, в силу развития психических функций и преобладания наглядно-образного мышления, чаще используются фото-кейсы и кейс-иллюстрации.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья

«Знакомство»

Формировать культуру общения;

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

«Разговор по телефону»

Закреплять знание правил и норм речевого этикета;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это ее мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я ее позову.

Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

«Вежливый отказ»

Продолжать формирование культуры общения;

Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

Способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

«Просьба»

Развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

Упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Любовь Максимова

Кейс-метод (стади) -интерактивная техника обучения , использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом ) понимается описание какой-либо конкретной ситуации в группе, например , в непосредственной образовательной деятельности, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

Метод «Кейс-стади » был применен впервые в 1924 году в Гарвардском университете. Кейс-метод применяется в основном при обучении учащихся и студентов. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.

В своей работе (младший возраст) использую Кейсы , иллюстрирующие проблему, которые применяю в основном при закреплении математических знаний и умений, а также в НОД. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Конкретная ситуация должна соответствовать потребностям детей, отражать реальный сюжет отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Кейс – метод развивает :

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения : классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать) .

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение) .

«Аленка потеряла куклу»

Цель : учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя : вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?

«Три собачки»

Цель : продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая» , «поменьше» , «маленькая» , выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры : большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть) . Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

«Случай во время обеда»

Цель : закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

«В гости к медвежонку»

Цель : закрепить знания о длине.

Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей : зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?


«Кукла Катя встречает гостей»

Цель : учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст. Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?


«В магазине»

Цель : продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин» . Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?


Используемая литература

1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий » в 2 т. М. НИИ 2006 г.

3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.

Публикации по теме:

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов «Использование современных «Кейс - технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические.

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической.

Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология 1. Введение Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. Вьетнамская пословица С введением нового государственного.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Кейс­технологии в дошкольном образовании. Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми - необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по­ настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс­технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс­технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс­ технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс­технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс­технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Название кейс­технология произошло от латинского «casus» ­ запутанный, необычный случай; а также от английского «case» ­ портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3­4 года. Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый позволяющий понять информационный комплекс, ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни, контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом, приложения. К кейс­технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс­стадии; Кейс­иллюстрации; фото­ кейсы);

Метод инцидента; метод ситуационно­ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Например: Ситуационно­ролевая игра. Цель ­ в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально­психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра. Игровое проектирование: Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Сущностью кейс­технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс­технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь. Кейс­технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений. Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно­ образовательном процессе. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс ­ метода является создание проблемной ситуации на реальной жизни. Кейс не предлагает основе фактов из дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс­ иллюстрации, кейс­фото. Кейс­иллюстрация ­ это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс­иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и

выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс­иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. Вывод: Кейс ­ технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс­технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Литература: 1. Долгоруков, А. Метод case­study как современная технология профессионально­ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html 2. Земскова А. С. Использование кейс­ метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12­16. 3. Кейс­ метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case­study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru 4. Сурмин, Ю. Что такое CASE­метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7 6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс­ технологий в учебном процессе 7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации 8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

Наталия Баженова
Использование современных «Кейс - технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми - необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности .

Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний , умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности , как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

И я решила попробовать внедрить в свою работу новую технологию развития воспитанников – кейс технология .

Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс- технологии ) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов :

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение .

2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально -педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников

Кейс 1 . «Знакомство»

Задачи :

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы :

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2 . «Благодарность» , «Прощание» .

Задачи :

Формировать культуру общения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе : ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша :

Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы :

Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

Какие формы речевого этикета она могла использовать , чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3 . «Разговор по телефону»

Задачи :

Закреплять знание правил и норм речевого этикета;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это ее мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я ее позову.

Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Ну ладно, пока!

Вопросы и задание :

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4 . «Вежливый отказ»

Задачи :

Продолжать формирование культуры общения;

Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

Способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы :

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5 . «Просьба»

Задачи :

-развивать

Воспитывать потребность использования

Упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу» , - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы :

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6 . «Прощение»

Задачи :

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась , потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей :

Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы :

Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

Какие слова надо использовать , чтобы извиниться?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс- технологии мы видим в том , что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия .

Разделы: Общепедагогические технологии

Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение качества обучения учащихся, необходимо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства:

  • предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса,
  • овладеть методологией их постоянной корректировки,
  • создать необходимую учебно-материальную базу,
  • спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи, в ходе сотворчества, взаимодействия учителя и его учеников.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название кейс – технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Задачи, стоящие перед преподавателем для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами является – кейс технология , которая лежит в основе комплексных технологий:

  • технология продуктивного образования;
  • технология индивидуализированного обучения И. Унт;
  • адаптивная система обучения А.С. Границкой;
  • обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
  • компьютерная технология;
  • проектный метод.
  • информационно-коммуникативная технология.

Учителю необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-новатору: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности учащихся, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности обучающихся с учетом характера педагогической системы (базисный или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность учащихся так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).

В преподавании учебных дисциплин, для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития учащихся и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования кейс технологии к компьютерной и наоборот.

В последнее время мы всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Одна из технологий кейса, является компьютерная технология, которая может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) однако монотехнологии реализуются учителями нашего города недостаточно, за неимением технической базы оснащения. Кабинеты биологии и математики оснащены современным оборудованием – компьютер, интерактивная доска, телевизор и видеомагнитофон, диски:

1. 1С.: Репетитор;

2. Мультимедиа комплекс;

3. Учебное электронное издание;

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.

В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.

Формирование интереса предмету происходит по следующей схеме:

  • на первой стадии – удивление и любопытство. Эта стадия познавательной направленности личности ученика характеризуется тем, что объектом является не содержание урока, а внешние моменты или исторический материал, или прикладной характер изучаемого совместно с наглядными пособиями, мастерством учителя, формами работы.
  • вторая стадия – от любопытства к любознательности.

По мере обогащения запаса конкретных знаний, осознания фактов, законов, теорем ученик придает все большее значение реальному содержанию объекта своего интереса.

  • третья стадия – от любознательности к устойчивому интересу.

Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям - математики использование ИКТ на уроках.

Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания учебных предметов, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания педагогов. Грамотное использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.

Чтобы сформировать положительную мотивацию учения школьников мы проводим уроки в нестандартной форме с применением информационно-коммуникативных технологий. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности:

  • Изучение правил по темам с использованием электронных учебников.
  • Поиск дополнительного теоретического материала через Интернет.
  • Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудио комментарии).
  • Тренировочно-диагностическое тестирование.
  • Тематическое тестирование.
  • Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
  • Контрольное тестирование.
  • Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
  • Практическая (работа с текстами).
  • Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
  • Подготовка тематических презентаций Power Point.
  • Мультимедийные учебные пособия: “Живая математика”.
  • Использование интерактивной доски.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении математики учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата.

Использование данных технологий позволило нам:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Привлечь пассивных слушателей;

5. Обеспечить моментальную обратную связь;

6. Активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

7. Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

На наш взгляд, использование ИКТ на уроках необходимо. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.

Проектный метод – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учащихся к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ, а также реализации себя в социуме.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения,
  • максимальное предоставление свободы в обучении (возможность свободы выбора высказывания, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
  • обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
  • не загружать учеников большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
  • обеспечение доступности изложения учебного материала для учащихся;
  • формирование у учеников умения работать с информацией и ее перерабатывать;

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций:

Обучающей,

Воспитывающей,

Организующей,

Исследовательской.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

1. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы школьников, так и для проведения предстоящего занятия.

2. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс-технологий при изучении дисциплин биологии и математики.

Кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у преподавателя и студентов.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности студентов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.