Что такое внутренняя память человека. Собственная внутренняя память человека. Файлы и папки

Память - одна из психических функций умственной деятельности, присущая человеку. Животные также наделены памятью, но, в отличие от человека, у них психический процесс запоминания и воспроизведения происходит на рефлексном уровне и оценивается по способности обучения (дрессировке).Собственная внутренняя память человека представляет собой сложный процесс психики восприятия, накапливания, сохранения, группирования, извлечения и воспроизводства информации.Еще одной удивительным свойством памяти человека является ее способность запоминать не только увиденное, услышанное, воспринятое тактильно (прикосновение, удар, ожог, жжение), полученное через органы обоняния (сладкий вкус, прогорклость, горечь); но и хранить информацию о мыслях, чувствах.Нейробиолог Германн Эббингауз, проводивший эксперименты на себе, выделил еще одно удивительное свойство памяти человека – это многократное использование информации в сфере сознания для последующего применения.Память состоит из трех взаимосвязанных последовательных процессов. Первый процесс – это запоминание, запечатление, ввод новой информации через все органы восприятия человека.Основой этого этапа, несомненно, является внимание. Американский поэт Роберт Лоуэлл писал: “ Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения”. Умение устанавливать ассоциативную связь между материалом и смыслом приводит к качественному процессу запоминания.Процесс хранения материала в структуре памяти с одновременно протекающими моментами переработки материала называется процессом сохранения. Третий этап общего процесса – воспроизведение, актуализация элементов памяти, которые могут происходить произвольно или без усилий человека.Самым простым видом воспроизводительной функции памяти является узнавание. Дополнительной функцией воспроизводительного процесса выступает припоминание. Затруднения или потеря воспроизводительной способности памяти называется забыванием, по своей сути противоположный запоминанию.У людей с логическим складом ума память тесно связана с мышлением. Творческие личности отличаются тем, что процесс запоминания основывается на чувственном восприятии. Если процесс воспроизведения информации из памяти проходит через желание, необходимость (вспомнить фамилию человека, формулу, правило), то он связан с волей.На этих примерах прослеживается взаимосвязь человеческой памяти с мышлением, чувствами и волей.Память, является необходимым условием человеческой жизни. Об этом говорили древние мудрецы, отмечая, что верная и деятельная память удваивает жизнь. Запоминание, сохранение и воспроизведение материала из памяти с целью его использования как личный опыт выполняет роль собственной внутренней памяти человека.Перенятие жизненного опыта других людей через знания и навыки совершенствуют человека и включаются в существующую память. Природа сама позаботилась о человеке и сделала его память избирательной. Психический процесс памяти подсознательно сам фильтрует поступающий информативный материал в зависимости от потребностей и интересов. Это свойство памяти позволяет избежать “перегруза”.Существует еще одно немаловажное свойство памяти - стирание. Быстро поступающая зрительная информация воспринимается в совмещенном варианте и запоминается как единое. Если человеку быстро показать цифру, а потом квадрат, то произойдет наложение новой и прежней информации, и человек запомнит цифру в квадрате.Человеческая память является инструментом информации, которую он активирует в зависимости от ситуативных потребностей.В головном мозге, в коре больших полушарий, постоянно происходит процесс обновления нервных связей, что по мнению академика И.П. Павлова, является основой физиологической памяти.

§ 5. Хранение информации

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти - «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю ) память человека можно назвать оперативной , потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации - внешнюю память . Эту память можно назвать долговременной .

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
  • даже тонкая бумага прочна и долговечна;
  • бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память - самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее - с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информацию раньше, можно найти в электронном приложении к учебнику.

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти - «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации - внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
  • даже тонкая бумага прочна и долговечна;
  • бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Файлы и папки

Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все другие символы, имеющиеся на клавиатуре.

Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.

Например, имя файла расписание.txt говорит о том, что в файле может содержаться текстовая информация о расписании.

Уточните, каких правил при именовании файлов необходимо придерживаться в ОС, установленной на вашем компьютере.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов - десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.

Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».

Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке (рис. 13).

Рис. 13

Для каждого из вас на жёстком диске создана папка, где будут храниться файлы с вашими текстами и рисунками.

Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

Самое главное

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.

Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируются в папки.

Вопросы и задания

  1. Какими свойствами обладает память человека?
  2. Чем отличается память человека от памяти человечества?
  3. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
  4. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  5. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  6. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  7. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) найдите тренажёр «Определение носителя информации» (вариант ученика). Выполните тренировочные упражнения.
  8. В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
      а) табличка с номером дома;
      б) почтовая открытка;
      в) билет на поезд;
      г) газета;
      д) диск со сборником мультфильмов.
  9. Что такое файл?
  10. Какие правила именования файлов вам известны?
  11. Сравните хранение файлов в компьютере и книг в библиотеке.

Компьютерный практикум

Работа 3 «Создаём и сохраняем файлы»