Структура простейшей windows программы с графическим интерфейсом. Основные элементы графического интерфейса. Взаимодействие пользователя с приложением

Структура приложения Windows

Программа состоит из нескольких отчетливо выделенных блоков (разделов):

  • группы операторов препроцессора;
  • раздела прототипов используемых в программе прикладных функций;
  • главной функции WinMain();
  • оконной функции главного окна.

Рассмотрим последовательно эти блоки.

Программа начинается с двух директив препроцессора #include, с помощью которых к программе подключаются заголовочные файлы. Как уже отмечалось, заголовочный файл WINDOWS.H (а также целая группа дополнительных заголовочных файлов, подключаемых "изнутри" файла WINDOWS.H) обеспечивает понимание компилятором смысла типов данных Windows, констант и макросов и подключение этого файла к исходному тексту программы является обязательным. Часть определений, используемых в программах (например, макроса GetStockBrush() и других с ним сходных, или макроса HANDLE_MSG, о котором речь будет идти ниже), содержится в файле WINDOWSX.H, который также необходимо включать практически во все приложения Windows.

Вслед за операторами препроцессора в нашем примере идет раздел прототипов, где определяется прототип единственной в данной программе прикладной функции WndProc(). Вообще-то в программе обязательно должны быть указаны прототипы всех используемых функций, как прикладных, так и системных. Вызовов системных функций Windows у нас довольно много: RegisterClass(), CreateWindowQ, GetMessage() и др. Однако прототипы всех этих функций уже определены в заголовочных файлах системы программирования. Так, прототип функции WinMain() описан в файле WINBASE.H:

Int WINAPI WinMain(
HINSTANCE hlnstance,//Дескриптор текущего экземпляра приложения
HINSTANCE hPrevInstance,//Дескриптор предыдущего экземпляра приложения
LPSTR lpszCmdLine,//Указатель на параметры командной строки
int nCmdShow//Константа, характеризующая начальный вид окна
) ;

Легко увидеть, что заголовок функции WinMain() в нашей программе в точности соответствует приведенному выше прототипу (за исключением того, что мы опустили неиспользуемые параметры). Иначе и быть не может. Достаточно изменить хотя бы немного характеристики нашей функции WinMain(), как программа либо не пройдет этапа компиляции, либо не будет загружаться для выполнения, либо загрузится, но не будет работать.

Прототипы остальных использованных в программе функций Windows определены в файле WINUSER.H. Таким образом, о прототипах функций Windows можно не заботиться. Иное положение с оконной функцией WndProc(). Это прикладная функция, ее имя может быть каким угодно, и системе программирования это имя неизвестно. Более того, 120 Win32. Основы программирования при наличии в приложении нескольких окон (а практически всегда так и бывает) в программе описывается несколько оконных функций, по одной для каждого класса окон. Для всех используемых в программе оконных функций необходимо указывать их прото типы.

С другой стороны, формат оконной функции, т. е. количество и типы входных параметров функции, как и тип возвращаемого ею значения, определены системой Windows и не могут быть произвольно изменены. Действительно, оконная функция вызывается из Windows при поступлении в приложение того или иного сообщения. При ее вызове Windows передает ей вполне определенный список параметров, и функция должна иметь возможность эти параметры принять и работать с ними. Поэтому в интерактивном справочнике системы программирования дается шаблон (template) оконной функции, который по своему виду очень похож на прототип, однако является не прототипом конкретной функции, а заготовкой для прикладного программиста:

LRESULT CALLBACK WindowProc(
HWND hwnd,//Дескриптор окна
UINT uMsg, 11Код сообщения
WPARAM wParam,//Первый параметр сообщения
LPARAM lParam //Второй параметр сообщения
) ;

Опять можно заметить, что наша оконная функция, имея другое имя, в точности соответствует приведенному выше шаблону: принимает 4 параметра указанных типов и возвращает (в Windows) результат типа LRESULT. Кроме того, она объявлена с описателем CALLBACK. Что обозначает этот описатель?

В файле WINDEF.H символическое обозначение CALLBACK объявляется равнозначным ключевому слову языка C++ stdcall, которое определяет правила взаимодействия функций с вызывающими процедурами. В Win32 практически для всех функций действует так называемое соглашение стандартного вызова. Это соглашение определяет, что при вызове функции ее параметры помещаются в стек в таком порядке, что в глубине стека оказывается последний параметр, а на вершине - первый. Сама функция, разумеется, знает о таком расположении ее параметров и выбирает их из стека в правильном порядке. Для 16-разрядных функций Windows действует соглашение языка Паскаль, при котором порядок помещения параметров в стек обратный.

Определение 1

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI) – разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса представлены пользователю на дисплее в виде графических изображений.

Графический интерфейс дает пользователю возможность с помощью манипуляторов (клавиатура, мышь, джойстик и т.п.) управлять всеми элементами интерфейса. Элементы графического интерфейса оформлены таким образом, чтобы отображать их назначение и свойства для облегчения понимания и освоения программ пользователями любого уровня.

Классификация

Выделяют следующие виды графического интерфейса:

  • простой: имеет типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, которые обеспечивает сама подсистема графического интерфейса;
  • истинно-графический , двумерный : имеет нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, которые реализуются собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный.

Замечание 1

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция DWIM (Do What I Mean – делай то, что я имею в виду). Данная концепция требует, чтобы система работала предсказуемо для интуитивного понимания пользователем действий , которые выполнит программа после получения его команды.

Достоинства

Графический интерфейс является интуитивно понятным, «дружелюбным» для пользователей любого уровня; для работы с программами обработки графики графический интерфейс является единственно возможным.

Недостатки

Графический интерфейс использует больше потребление памяти по сравнению с текстовым интерфейсом; сравнительная сложность организации удаленной работы; невозможна автоматизация работы при условии, если она не была заложена разработчиком программы; к графическому интерфейсу трудно привыкнуть пользователям, которые работали с интерфейсом командной строки.

Основные элементы графического интерфейса

Элемент интерфейса, элемент управления, виджет – примитив графического интерфейса пользователя, который имеет стандартный внешний вид и выполняет стандартные действия.

Рисунок 1.

Окно является одним из основных элементов интерфейса операционной системы Windows. Рабочий стол , на котором расположены программы и инструменты в виде значков или иконок. Окна папок Windows имеют одинаковый вид или интерфейс, что облегчает работу на ПК.

Рисунок 2. Вид окна папки и его элементы

Диалоговое окно – в графическом интерфейсе является специальным элементом интерфейса, предназначенным для вывода информации и (или) получения ответа от пользователя. Осуществляет двусторонний «диалог» между пользователем и ПК.

Рисунок 3. Пример диалогового окна

Диалоговые окна бывают модальными и немодальными , в зависимости от блокировки или возможности взаимодействия пользователя с приложением (или системой в целом) до получения ответа от него.

Простейшим типом диалогового окна является окно сообщения, которое предназначено для выведения сообщения и запрашивает у пользователя подтверждение того, что он прочитал сообщение, нажатием кнопки OK. Окно сообщения информирует пользователя о завершении действия, которое выполнялось, об ошибке или подобном случае, который не требует от пользователя никакого выбора.

В диалоговых окнах, которые посвящены настройкам параметров, встречаются особые значки – выключатели и переключатели:

Выключатель – значок (флажок) в виде «галочки» в квадратном окошечке, который показывает, что установленный элемент включен.

Соответственно отсутствие «галочки» означает, что данный элемент выключен. Включение/отключение выключателя осуществляется щелчком мыши по названию соответствующей команды. Выключатель может быть установлен сразу у нескольких команд.

Переключатель – значок в виде черного кружка в круглом окошке, установленный слева от команды. Включение/отключение, как и у выключателя, происходит щелчком мыши, но в отличие от выключателя, может быть включен только у одной команды из списка.

Окно приложения. Приложениями принято называть прикладные программы. Каждое приложение имеет главное окно. В ходе работы с приложением могут открываться дополнительные подчиненные окна.

Рисунок 4. Окно приложения – графического редактора Paint

Окно документа не может существовать самостоятельно, оно управляется каким-либо приложением. Такие окна называются дочерними. Они размещаются только внутри главного окна приложения и исчезают при закрытии главного окна.

Рисунок 5. Окно документа, управляемое приложением MS Word

Меню является важным элементом графического интерфейса пользователя, с помощью которого можно выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.

Выбор пунктов меню может осуществляться пользователем любым из указательных устройств ввода, которые предоставляет электронное устройство (с помощью мыши, клавиатуры, тачпада и т.п.).

Контекстное меню – элемент графического интерфейса операционной системы в виде списка команд, который вызывается пользователем для выбора необходимого действия над выбранным объектом. Команды контекстного меню относятся лишь к тому объекту, для которого это меню вызвано.

Элементами графического интерфейса операционной системы Windows также являются:

  • Значки, которыми обозначаются программы и документы. Для запуска выполняется двойной щелчок кнопки мыши по значку.
  • Ярлыки, которые используются для быстрого доступа к программе, которая может храниться не на Рабочем столе и даже на другом диске.
  • Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней располагаются кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и время.

Взаимодействие человека и современного ПК осуществляется с помощью объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представлены в виде значков;
  • операции над объектами осуществляются в окнах;
  • основным элементом программного управления является меню;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.
(ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)
  • Разработка приложений с графическим интерфейсом
    Основы работы с модулем tkinter Язык Python позволяет создавать приложения с графическим интерфейсом, для этого применяются различные графические библиотеки1. Остановимся на рассмотрении стандартной графической библиотеки tkinter " Подробнее см.: https://wiki.python.org/moin/GuiProgramming. ...
    (ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
  • Пользовательский интерфейс приложения MS PowerPoint 2010
    Запуск приложения MS PowerPoint 2010 осуществляется из Главного меню MS Office, ярлыка приложения на Рабочем столе или из программы Проводник (при наличии готовой презентации на компьютере). Программный продукт PowerPoint 2010 создает файл презентаций, который имеет расширение имени.ppt. Приложение...
    (Информатика для экономистов)
  • Описание графического интерфейса ОС Windows
    Графический интерфейс пользователя реализует и поддерживает операционная система. Основным понятием GUI является "окно" (window), схема которого показана на рис. 8.2. На экране окна представляют собой некоторые участки (обычно прямоугольные), в которых выполняется ввод и вывод информации и...
  • Реализация графического интерфейса в.Net
    В платформе.NET для реализации графического интерфейса используются разные технологии, такие как Windows Forms и Windows Presentation Foundation (WPF). В пособии рассматривается только технология Windows Forms. Данная технология включает множество типов (классы, структуры, перечисления, делегаты), которые...
    (Объектно-ориентированное программирование)
  • Пример простой программы с графическим интерфейсом
    Обычное windows-приложение содержит несколько форм , которые создаются с помощью объектов класса Form. Данный класс также является ЭУ и наследуется от базового класса Control. Одни формы приложения открываются в процессе работы, другие закрываются. В каждый текущий момент на экране может быть открыта...
    (Объектно-ориентированное программирование)
  • Урок №12.
    Тема: «Графический интерфейс Windows».
    Цели урока:

    - помочь учащимся усвоить понятие графический интерфейс, способы управления в Windows, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.
    - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
    - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

    Оборудование:
    доска, компьютер, компьютерная презентация.

    План урока:
    I. Орг. момент. (1 мин)
    II. Проверка и актуализация знаний. (2 мин)
    III. Теоретическая часть. (12 мин)
    IV. Практическая часть. (16 мин)
    V. Д/з (2 мин)
    VI. Вопросы учеников. (5 мин)
    VII. Итог урока. (2 мин)

    Ход урока:
    I. Орг. момент.

    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

    II. Актуализация знаний.
    В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

    Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

    На этом уроке мы рассмотрим, как же управлять этой самой главной и сложной программой, т.е. ОС Windows.

    III. Теоретическая часть.

    Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).
    Интерфейс - это посредник, переводчик, задача которого преобразовать все внутренние «рычаги управления» Windows в понятную людям графическую форму. Можно без конца спорить о многочисленных недостатках и недоработках в тех или иных элементах интерфейса Windows. Можно, потрясая пыльными историческими справочниками, доказывать, что все лучшее, что заключено в нем, Microsoft просто-напросто скопировала у своих конкурентов - Unix, MacOS, Linux, OS/2... Но только зачем? В любом случае то, что мы видим во время сеанса работы с Windows, выглядит не просто логично и удобно, но в некоторых случаях еще и просто красиво!

    Интерфейс Windows прост и доступен, а разгадать почти все его загадки может практически каждый.

    Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:
    левый щелчок - однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;
    правый щелчок - однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;
    двойной щелчок - два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;
    перетаскивание (протаскивание) - нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

    Элементы графического интерфейса Windows :
    Рабочий стол.
    Название «Рабочий стол» подобрано удачно. На нем, как и на обычном рабочем столе расположены различные программы и инструменты, представленные в виде значков, или иконки.
    Значки.
    Значками в Windows обозначаются программы, документы. Запуск производится двойным щелчком кнопки мыши по значку. Программа может быть расположена непосредственно на Рабочем столе, а может быть скрыта глубоко на диске, но и в этом случае представлена на Рабочем столе своим образом – ярлыком.
    Ярлыки.
    Ярлык программы – это не сама программа, а только ее образ, указание на то место на диске, где она находится. Двойной щелчок по ярлыку также вызывает запуск программы. Ярлыки от значков отличаются наличием небольшой стрелочки внизу слева.
    Панель задач.
    Располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и часы.
    Окно.
    Окно – один из главных элементов интерфейса Windows.

    Рабочий стол. Как найти Рабочий стол? - спрашивают многие начинающие пользователи. Никак. В том смысле, что Рабочий стол не найти просто невозможно. Ибо все, что вы видите на своем экране после запуска Windows - это он и есть.

    Название «Рабочий стол» выбрано крайне удачно. На своем обычном рабочем столе люди держат все необходимые им инструменты, документы и так далее. На виртуальном Рабочем столе Windows также собраны самые необходимые вам программы и инструменты, представленные в виде значков.

    На нашем Рабочем столе пока что лежат лишь несколько небольших значков. Какие-то из них выглядят как прямоугольные папки желтого цвета, какие-то обозначены другими картинками. У одних в левом нижнем углу красуется значок в виде стрелочки, у других нет... Нетрудно запутаться.

    Кроме значков, на Рабочем столе могут располагаться окна, контекстное меню и многое другое.

    Значки . И программы, и документы обозначаются похожими друг на друга значками-иконками. Щелкнув по любому из них, вы можете запустить нужную вам программу и тут же открыть в ней документ. Все просто - сиди себе и щелкай по значкам!

    Значок соответствует одному файлу - документу или программе. Программа часто состоит из нескольких сотен файлов, но Microsoft считает (и не без основания), что пользователю совершенно не нужно видеть их все. Хватит одного - того файла, который запускает программу. И это часто разумно.

    Значки документа заменяют расширения файлов. Так что в подписи к значкам вы увидите только название файла.
    У каждой программы, установленной в Windows, есть собственный, оригинальный значок. И значок этот, как правило, в той или иной мере присутствует в значке документа, созданного с помощью этой программы. Таким образом, глядя на значок, вы всегда узнаете, какому именно типу файлов он соответствует.

    Значок может обозначать не только файл, но и папку. Или каталог, или директорию - кто как привык. Щелкнув по нему левой кнопкой мышки, вы можете раскрыть папку в виде окна. При этом все файлы, живущие в этой папке, будут представлены своеобразной «портретной галереей» - рядом значков с подписями.
    Щелкнув по значку программы, вы дадите команду на ее выполнение - как говорят компьютерщики, «запустите».

    Любые значки вы можете переименовывать, перемещать из папки в папку, удалять или копировать с помощью мышки. Однако помните, что любые операции над значками - это операции с оригинальными файлами программ или документом Удаляя значок с Рабочего стола или из любой папки, вы тем самым физически удаляете файл с диска - а это стоит делам только в том случае, если вы точно уверены в необходимости этого действия.

    Ярлыки . Существуют, однако, и другие типы значков, любые операции с которыми ни как не отразятся на оригинальных файлах - ярлыки. Эти значки отличаются от обычных наличием маленькой черной стрелочки в левом нижнем углу.

    Английский термин shortcut переведя словом «ярлык» не совсем удачно. Точнее было бы «указатель», поскольку этот самый shortcut на Рабочем столе указывая на файл, находящийся в другом месте, служит как бы его тенью, отражением.

    Дело в том, что, несмотря на всю Красочность и новизну графического интерфейса Windows, под ним скрывается обычная, знакомая нам всем структура «дерева каталогов». Каждая программа лежит в своем собственном каталоге. И наш Рабочий стол - это, по сути дела, самый настоящий каталог.

    Что происходит, если мы хотим пометить на наш Рабочий стол какую-нибудь программу, например, Microsoft Word? Программу запускает файл winword.exe, который находится вместе с другими файлами Word в папке C:\Program Files\Microsoft Office\Office\. И переместить файл ни в какую другую папку, в том числе и на Рабочий стол, нельзя - программа работать не будет... Но можно создать на Рабочем столе указатель - ярлык! Этот значок будет отличаться от значка самой программы только стрелочкой в уголке, но зато предоставит пользователю прямо-таки неограниченные возможности! Значок можно безбоязненно переименовывать или удалять, не опасаясь за судьбу самой программы или документа - при любых изменениях они останутся в добром здравии.
    Ярлыки не требуют присутствия в папке, куда мы этот ярлык поместим, самой программы. Внутри ярлыка находится не сама программа, а лишь ссылка, содержащая точный адрес программы.

    Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе, а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол.

    Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач, на которой находятся кнопка Пуск, кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы. Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

    Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой на Панели задач, при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

    На панели задач можно отобразить различные панели.В крайней правой части Панели задач находится языковая панель, на которой указывается язык ввода символов. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.
    Область уведомлений (tray(трей)) используется для отображения значков некоторых программ, связанных с работой компьютера. Чтобы не загромождать панель задач, вместо значков редко используемых объектов, представленных в области уведомления, может быть видна кнопка со стрелкой. Для отображения всех значков щелкните по этой кнопке.
    Цифровые часы на панели задач показывают текущее время. Чтобы увидеть текущую дату, месяц и год, достаточно подвести к часам указатель мыши.

    Окна . Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь «windows» в переводе означает «окна». Существуют два основных типа окон - окна приложений и окна документов.
    Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.
    Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

    Основными элементами окна приложения являются :
    рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;
    границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;
    заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;
    значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;
    строка меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;
    панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;
    кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.
    полосы прокрутки. Если текст или картинка полностью не помещается в окне программы, то для ее просмотра снизу или справа появляются полосы прокрутки, которые можно двигать, открывая участки, не помещающиеся на экране.

    Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

    Окно документа содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки.

    Окно является активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь. В противном случае окно будет пассивным (в пассивном состоянии). Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

    Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

    Вопросы:
    Что такое графический интерфейс пользователя?
    С помощью чего происходит управление в Windows?
    Какие действия можно произвести с помощью мыши?
    Перечислите элементы графического интерфейса Windows.
    Что такое рабочий стол?
    В чем отличие между значками и ярлыками?
    Как получить доступ ко всем программам установленным на компьютере и ко всем настройкам Windows?
    Где находятся цифровые часы?
    Как переключить язык ввода с помощью мыши?
    Как узнать текущую дату?
    Перечислите основные элементы окна.

    III. Практическая часть.

    Сегодня на практической части мы продолжим работу с программой Блокнот и научимся копировать и перемещать текст. Для этих целей мы будем использовать буфер обмена. Буфер обмена – это область ОЗУ, предназначенная для временного размещения данных при переносе из одного места в другое. Эту память нам выделяет операционная система.

    Чтобы поместить какие-то данные в буфер обмена необходимо их сначала выделить. Выделить текст в Блокноте можно разными способами, например:
    удерживая нажатой кнопку перемещаться по тексту с помощью кнопок со стрелочками;
    выделить текст, удерживая нажатой левую (основную) кнопку мыши;
    для выделения нескольких частей текста, выделяйте их с помощью мыши, удерживая нажатой кнопку на клавиатуре;
    для выделения всего текста дайте команду Правка → Выделить все;
    для выделения всего текста можно воспользоваться специальной комбинацией клавиш +[A]…

    Чтобы снять выделение достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте текста или нажать любую курсорную клавишу, не нажимая .

    Но что делать после того, как текст выделен? Давайте обратимся к справочной системе Блокнота и найдем информацию о копировании текста. Учащиеся работают со справкой…
    Чтобы вырезать, скопировать, вставить или удалить текст:
    Чтобы вырезать фрагмент текста для переноса в другое место, выделите нужный текст, а затем выберите в меню Правка команду Вырезать.
    Чтобы скопировать фрагмент текста для его вставки в другое место, выделите нужный текст, а затем выберите в меню Правка команду Копировать.
    Чтобы вставить скопированный или вырезанный фрагмент текста, поместите курсор в место вставки, а затем выберите в меню Правка команду Вставить.
    Чтобы удалить текст, выделите его и выберите в меню Правка команду Удалить.

    А теперь задание: некий ученик Иванов Иван к уроку литературы выучил наизусть стих А.С. Пушкина «Зимнее утро», но на уроке растерялся и перепутал все строчки. Помогите Иванову вспомнить стихотворение.
    Файл со стихом (с перепутанными строчками) – C:\Наш урок\Урок12 Практика.txt. Результат работы сохраните в свою папку под именем «Зимнее утро».
    Учащиеся выполняют задание.

    IV. Д/з
    Знать, элементы графического интерфейса Windows, уметь работать с окнами. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

    Дополнительное задание: узнать, как можно создать дополнительную панель с ярлыками часто используемых вами программ.

    V. Вопросы учеников.
    Ответы на вопросы учащихся.

    VI. Итог урока.
    Подведение итога урока. Выставление оценок.
    На уроке мы рассмотрели элементы графического интерфейса Windows. Так же мы научились перемещать часть текста, используя буфер обмена Windows.

    После загрузки Windows на экране появляется электронный Рабочий стол , на котором размещаются графические объекты - пиктограммы (значки) папок и файлов, ярлыки и др. Значки файлов документов заменяют расширение файла (в подписи значка присутствует только имя), и поскольку у каждой программы, установленной в Windows, есть собственный оригинальный значок, то он присутствует в значке документа, созданного соответствующей программой.

    Ярлык является ссылкой на объект (файл или папку), находящийся в другом месте и его значок отличается от значка объекта только наличием черной стрелки в левом нижнем углу. Любые действия, произведенные над ярлыком (копирование, переименование, удаление и т.п.), не влияют на связанный с ним объект. Открыть ярлык - значит открыть связанный с ним объект. Просмотрев свойства ярлыка, всегда можно узнать, где находится объект, с которым этот ярлык связан. Наиболее часто ярлыки используются для запуска приложений.

    По своей сути Рабочий стол - это папка с дисковым адресом C:\DocumentsandSettings\ «имя пользователя»\Рабочий стол, в которой находятся файлы, папки и ярлыки, изображенные на нем. Если же рассмотреть место Рабочего стола в иерархической структуре «дерева папок», то он является верхним уровнем структуры (рис. 3.1).

    Рис.3.1. Рабочий стол в «дереве папок»

    Набор объектов на Рабочем столе зависит от настройки компьютера. Обычно на нем присутствуют значки следующих стандартных (системных) папок:

    «Мой компьютер» - папка, открывающая доступ ко всем ресурсам компьютера. Из этой папки нельзя удалить ни единого значка.

    «Сетевое окружение» - папка, открывающая доступ к имеющимся сетевым ресурсам. Если компьютер подключен к локальной сети, то из этой папки можно осуществить доступ к любому компьютеру сети. В данную папку также можно добавлять узлы Internet.

    «Корзина» - папка, в которую попадают все объекты, удаленные с жестких дисков. Объем дискового пространства, который занимает «Корзина», задается через ее свойства. Очистить корзину можно с помощью соответствующей команды из ее Контекстного меню.

    Список операций, которые можно применить к объекту Рабочего стола, зависит от его вида и отображается в контекстном меню объекта, вызываемом правой кнопкой мыши.

    Основным объектом графического интерфейса Windows является окно - обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в котором отображаются содержимое папки, приложение, документ или сообщение.

    Окна имеют набор элементов управления, с помощью которых осуществляется работа в окнах. Окно можно развернуть на весь экран или свернуть в пиктограмму, можно изменять его размеры и перемещать по Рабочему столу. В зависимости от того, что отображается в окне (содержимое папки, приложение и т.п.), его элементы управления различны. Можно привести следующие примеры элементов окна:

      строка заголовка с кнопкой системного меню и кнопками типовых операций;

      управляющее (основное меню), пункты которого открывают ниспадающие меню, содержащие группы команд, объединенных по функциональному признаку;

      панели инструментов;

      строка состояния, содержащая информацию о режимах работы приложения.

      вертикальная и горизонтальная полосы (линейки) прокрутки, служащие для просмотра содержимого окна по вертикали и горизонтали;

    В «диалоговых» окнах также присутствуют: вкладки, командные кнопки, кнопки выбора («переключатели» и «флажки»), поля списка и др., а в окне папки - панели «Адресная строка» и «Ссылки», и кнопки переходов.

    Пользователь может настраивать вид окна, например, при настройке окна папки обычно устанавливается способ отображения ее содержимого и его упорядоченность, отображаемые панели и т.д. Также имеется возможность настройки свойств окна папки (отображение списка типичных задач или структуры (дерева) папок, показ «скрытых» объектов и др.).

    В нижней части Рабочего стола находится строка, называемая Панель задач (рис.3.2) (пользователь может изменять ее свойства, а также менять размер и положение).

    Рис. 3.2. Панель задач Windows

    В левой части Панели задач находится кнопка, открывающая меню «Пуск» , содержащее список установленных программ и ссылки на самые важные элементы управления Windows. Изменяя свойства меню, пользователь может установить его стиль (рис. 3.3).

    Рис. 3.3. Главное меню Windows (стиль Windows XP и классический)

    Меню «Пуск» состоит из пунктов, открывающих соответствующие объекты (программы, окна соответствующих папок и т.п.), а также может содержать файлы, папки и ярлыки.

    В правой части Панели задач находится Панель индикации (область уведомлений), где находятся значки автоматически (при включении компьютера) загружаемых программ, которые работают в фоновом режиме, там же отображаются часы системного времени, значок управления громкостью звука и индикатор раскладки клавиатуры.

    На Панель задач отображаются пиктограммы задач (работающих приложений). Также на нее можно помещать панели инструментов, включая их из списка контекстного меню или создавая самостоятельно. Наиболее часто используется панель «Быстрый запуск», на которую помещают ярлыки для быстрого запуска самых необходимых программ.

    Если элементы панелей инструментов не помещаются на Панели задач, то они автоматически «сворачиваются» в небольшую стрелку (при щелчке по стрелке элементы разворачиваются в вертикальном списке), а на панели индикации то же самое происходит с неиспользуемыми значками.