ОТ-65 как средство обретения свободы.

ОТ-65 как средство освобождения.

Одной из грядущих машин у поставщика Чана Фэна в Armored Warfare: Проект Армата, которая скоро окажется в инвентаре с его военной техникой, является БТР ОТ-65 . Изначально венгерского дизайна, этот четырехколесный транспорт был принят на вооружение в Чехословакии под обозначением “ОТ-65” в конце 1960-х годов и использовался в армии в течение нескольких десятилетий. Хотя его основная роль состояла в разведке и транспортировке небольшого количества войск, но также ОТ-65 принял участие в одном из самых дерзких побегов из коммунистической Чехословакии.

ОТ-65 как средство  обретения свободы.

Польский вариант ОТ-65

После переворота в 1948 году, Чехословакия была прочно встроена в состав коммунистического блока, возглавляемого Советским Союзом. Одним из последствий такого расклада был тот факт, что границы уже не были свободно проходимы – не было возможности больше ездить на запад без ограничений, и покидать страну без разрешения считалось уголовным преступлением, которое нередко каралось большими сроками в тюрьме.

 

С 1948 и до конца коммунистической диктатуры в 1989 году, большое количество людей пытались пересечь границу незаконно, многие из них были пойманы и некоторые заплатили за это высокую цену, поскольку пограничники получили приказ стрелять без предупреждения, если кто-то совершал попытку бегства. Большинство из них проходило пешком, либо на авто или грузовике, но некоторые из них стали возможными благодаря украденным бронированным машинам, самыми известными из которых были танки свободы: актуальный на тот момент БТР Штайр и М5 Стюарт. Но даже броневая защита танка не всегда залог успеха, и это доказала история одного побега в 1964 году с использованием зенитного орудия “Ящерица", которая закончилась трагедией. Но это никак не останавливало других от дальнейших попыток, и это история ещё одной из них.

ОТ-65 против железного занавеса.

Ян Боднарь, 1947 года рождения, был рабочим из Кошице, Словакия. Он являлся тихим интровертом, кто имел проблемы с властями, и который был глубоко потрясен и встревожен от советского вторжения в Чехословакию 1968 года. Во время своего обязательного периода несения военной службы, он был направлен в 51-й мотопехотный полк 15-й мотострелковой дивизии в Чешском Крумлове (Южная Богемия) в 1969 году, где он стал известен как постоянный нарушитель спокойствия властей. Все эти обстоятельства способствовали его решению покинуть Чехословакию раз и навсегда.

ОТ-65 как средство  обретения свободы.

Словакцкий гражданин Эмиль Галло загараживает своей грудью путь советскму танку в Братиславе

Он не обязан был иметь в своём наличии чрезвычайно сложный план, потому что у него на стороне было два преимущества:

1)Вторжения оставили Чехословацкие подразделения в беспорядке и уровень личной безопасности был ниже, чем обычно;

2)Из своей службы, он знал дорогу к границе и планировке данной зоны.
Он прекрасно понимал приказ пограничникам отстреливать нелегальных эмигрантов, и он решил украсть одну из их единицы бронетехники. После некоторой разведки, он выяснил, что ко флоту разведовательных БТР ОТ-65 будет легче всего получить доступ.
Выбирая ОТ-65, также называемый “Духотой”, благодаря имеющимся у него оригинальному венгерскому названию, Ян был довольно азартным человеком. Эти транспортные средства были печально известны из-за их низкой надежности и они часто были в очень плохом состоянии, а в никак несвязанном с этим случае, другой бывший солдат вспоминал свои подразделения с ОТ-65, как имеющий только один тормоз из четырех функциональных и внутреннюю электрическую проводка в таком состоянии, что невозможно было запустить отопление или включить свет, в результате чего солдаты, используя нефтяные лампы, чтобы обеспечить хоть какое-то освящение и согреться в салоне машины. Кроме того, способность проходить через сложный рельеф местности также была довольно скудной, несмотря на наличие дополнительных четырёх выдвижных колес, разработанных, чтобы помочь автомобилю пройти более серьёзные препятствия (система отвода также упоминается как крайне ненадежная и была функциональной редко даже на оперативных транспортных средствах).
Ничего из этого действительно не имело значения,так как весь путь до границы был не таким уж долгим и, что более важно, там была дорога, ведущая прямиком в Австрию.

ОТ-65 как средство  обретения свободы.

OT-65А "Выдра" в варианте с безоткатным орудием T-21 калибра 82-мм

Боднарь совсем не планировал туда ехать в одиночку на первых порах и он рассказал о своём плане другу Яну Кошеку. Кошек жил в Австрии уже некоторое время, и хотя план был рассказан ему, он не хотел оставлять свою жену и ребенка одних. Он тем не менее дал Боднарю несколько ценных советов, в том числе, как выбрать место для пересечения границы (так как один из проездов был обставлен полностью стальными балками, установленными поперёк дороги, что даже бронетранспортер не сможет справиться с ними). Боднарь решил выбрать переправу по Студянке, в месте, где дорога была перегорожена только забором из колючей проволоки, через которую БТР должен прорезать как масло. С этого момента Боднарь была уверен, что план удастся, и он начал работать над деталями, пока не настал день, когда всё было готово и настало время для претворения планов в действия.
31 мая 1969, где-то после 22:00, Боднарь тихонько вышел из казармы и прокрался к гаражам. В 23:45 он завёл один из ОТ-65-х и просто поехал прямо из казармы. В гараже персонал работал над другой машиной в то время. И танки, и другая техника, которая движется вокруг, ночью была не редкостью, на что Боднарь и рассчитывал когда уходил, а ничего не подозревающие охранники не поднимут сигнал тревоги. Удача была с ним той ночью, поскольку крупные учения происходили в то время вокруг бараков, и из них никто не заметил еще один разъезжающий бронетранспортёр. Поездка до границы таким образом прошла совершенно без осложнений.
В 01:30, Боднарь, наконец, достиг границы, оккупированной двумя мужчинами из 5-го пограничной компании. Пограничники увидели приближающееся транспортное средства, оставили свой пост и направились к нему, сигнализируя своими фонариками остановить его.
Когда они увидели ОТ-65, который, маневрируя кругами, расталкивает противотанковые препятствия, которые были установлены на дороге, они поняли, что происходит. В то же время Боднарь активировал мощные дальние огни, ослепляя обоих охранников и на повышенных оборотах двигателя поехал вперёд. Охранники тут же начали стрелять в приближающееся транспортное средство. Один человек произвёл 20 выстрелов, а другой 12, но броня ОТ-65 была слишком большой для пуль из автомата. Охранники беспомощно наблюдали за тем, как БТР врезался в забор из колючей проволоки, разорвал её и скрылся в лесу на Австрийской стороне.

 

Последствия.

Ян Боднарь приехал на угнанном БТР в соседний город Леонфельден, где он припарковал его напротив полицейского участка в 2:00 и передал себя австрийским полицейским. В отчете полиции говорится, что он был безоружен. И на данном моменте все доклады заканчиваются, а он, вероятно, прожил остаток своей жизни в Австрии, как обычный гражданин.

Потеря в казармах города Чески-Крумлов была обнаружена только в 03:00 утра, когда охранника разбудил командир подразделения, сказав ему о серьезной проблеме, и что одного из БТРов не хватает.

ОТ-65 как средство  обретения свободы.

Чехословацкие пограничники "защищают" границу от « империалистических агрессоров»

Следующее расследование вел агенты военной контрразведки, известные своей беспощадностью, а также некоторые сотрудников группы офицеров были наказаны за кражу, хотя никто серьезно, а Ян Кошек, известный друг Боднаря, был также проверен, но его участие в планировании так и не было раскрыто.

ОТ-65 было восстановлен на следующий день. Австрийцы довезли БТР обратно до границы, где группа Чехословацких солдат взяли его обратно. Единственное, что обнаружили - это один шлем без вести пропавшего человека, одну ручную гранату и несколько консервных банок, считаемые принятым австрийскими полицейских в качестве сувениров. Побег Яна Боднаря был последней удачной попыткой покинуть Чехословакию с помощью бронированной машины. В 1970-е годы состоялось очередное повышение безопасности границ и пост 1968-го года привёл к чистке и удалению “ненадежных” офицеров и солдат со службы. Наиболее распространенным способом бегства из страны стал уход на отдых в Югославию и никуда обратно не возвращаться.

+7
Добавлено: 13-02-2016, 21:33
0
1 750

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх