История британского танкостроения. Часть первая.

Mark I — первый в мире танк.

История британского танкостроения. Часть первая.

Mark I

Как известно, Англичане первыми построили танк и применили его против немцев в первой мировой войне. Необходимость в танках возникла в период застоя первой Мировой войны, когда стороны конфликта максимально укрепляли защиту, а любые попытки штурма приводили к колоссальным потерям.Более успешными нежели пехота были бронеавтомобили, но так как все они были колесными, колючая проволока и сеть окопов становились для них непреодолимым препятствием.

Англия приняла решение о постройке танков в 1915 году, а уже в 1916 был построен первый танк. Интересным фактом является то, что англичане называли первый танк баком (англ. tank) для дезинформации, однако позже все подобные машины стали называться танками. Mark 1 представлял собой ромбовидный танк, такая форма была принята для получения наибольшей длинны гусениц что способствовало лучшей проходимости. Основное вооружение находилось в спонсонах по бортам танка.

Существовало две модификации, различавшиеся вооружением — у модификации «самец» были две 57-мм пушки марки Six Pounder Single Tube, а у «самки» 4 пулемета vickers калибра 7,7-мм. Двигатель и трансмиссия занимали большую часть внутреннего пространства. В передней части корпуса располагалось отделение управления. Экипаж состоял из восьми человек, водитель и командир танка находились в передней части корпуса, командир вел огонь из пулемета расположенного в лобовой проекции, в спонсорах находились наводчик и заряжающий на модификации "самец" и два стрелка у "самок".

Боевое крещение Mark I

Впервые Mark 1 был использован в битве на Сомме, в ходе которой выявились конструктивные недочёты. 26 машин из 49 вышли из строя по техническим причинам, а пять танков вовсе застряли в болоте. Но оставшиеся в строю 18 танков Mark 1 смогли прорвать оборону немцев и продвинуться на 5 километров вперёд.

Машина с лёгкостью преодолевала колючую проволоку и окопы, а экипаж был надёжно защищён от осколков и пуль, однако прямого попадания артиллерийского снаряда танк выдержать не мог. В следствии малого количества танков фронт прорвать не удалось, однако Mark 1 показал всему миру что за танками будущее.

История британского танкостроения. Часть первая.

Mark I с противогранатными решётками на крыше корпуса

Модификации Mark I

Марк II, Марк III и Марк IV: отличиями от предшественника являются отсутствие "хвоста" тележки, с помощью которой управлялся танк (в одном из боёв она была отстрелена, но танк не потерял управление), и противогранатных сеток. Несколько изменилась конструкция люков и смотровых щелей. На Марк III так же усилили бронирование. Марк IV усилили бортовое бронирование, а так же броню крыши танка, кроме того спонсоны теперь задвигались внутрь танка, что значительно облегчало транспортировку танка.

Марк V: первый танк из серии Марк на который устанавливалась усовершенствованная коробка передач, танком мог управлять один человек. Был установлен новый двигатель Ricardo мощностью 150 лошадиных сил. Данный двигатель помогал развить большую скорость, а так же был более надёжен.

Марк VI и Марк VIII: Новые танки оснащались системой охлаждения, гидравлической трансмиссией и оборудовался электростартёром. У Марк VIII вместо рычагов был штурвал, который значительно облегчал управление танком.

 

Mark А Whippet — первый средний танк Англии

После эксплуатации неповоротливых тяжелых танков Mark англичане решили что им нужна более легкая и манёвренная машина. Опытный образец был готов уже в декабре 1916, а в июне поступил заказ на 200 машин данного типа.

Изначально планировалось создать башенный танк, однако с башней возникли трудности. Вместо башен использовались конструкции похожие на башни в кормовой части танка. Двигатель и баки с топливом находились в передней части танка. Данный танк имел лишь пулемётное вооружение. Mark А Whippet мог разгоняться до 9 Километров в час, в то время как модификация Mark C Whippet могла разгоняться до 13 километров в час, благодаря установки нового 150-ти силового двигателя.

История британского танкостроения. Часть первая.

Mark А Whippet

На этом первая часть истории британского танкостроения подошла к концу, в следующей части британского танкостроения мы расскажем о британских танках времён второй мировой войны, как они разрабатывались, какими они получились, а так же расскажем об их боевых заслугах.

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх